Журнал "Рекламные Технологии", №11, 2007.

Современный потребитель закормлен рекламой. Ему тяжело переварить неуклюжие слоганы, мельтешение разноцветных логотипов и бодрые звуки. Настало время легких и изысканных десертов. Причем, в буквальном смысле слова рекламу пора пробовать на язык.

Все новое — это хорошо забытое старое и все рекламные ходы в том или ином виде уже были опробованы. Однако, в этом есть прелесть узнавания того, что нравилось людям когда-то, а следовательно, может понравиться и сегодня. Когда большинство ищет что-то новенькое, самые расторопные и дальновидные используют лежащие на поверхности идеи. К таким старым-новым изобретениям можно отнести съедобную сувенирную продукцию, которая давно используется на Западе, а в России делает лишь первые шаги, захватывая свою нишу на рынке рекламных предложений.

Самый короткий путь к сердцу клиента лежит через желудок. Эту простую истину на Западе поняли уже давно — предлагать гостям в офисе, на выставках и конференциях фирменные шоколадки, леденцы, чай, сок — это уже не мода, а правило хорошего тона. На российском рынке в силу его относительной молодости, направление съедобных рекламных сувениров развивается астрономическими темпами. А ведь всего пару-тройку лет назад сложно было найти что-нибудь фирменное и вкусное, кроме различных шоколадных изделий и сувенирного шампанского.

В отличие от теле- и радиороликов, постеров и акций, вкусная сувенирка уже сама по себе является подарком и несет, помимо прочих, функцию физического наслаждения. Приятные вкусовые ощущения вызывают положительные эмоции, которые, в свою очередь, формируют в сознании потребителя положительный образ бренда-дарителя. Для особо впечатлительных можно даже запрограммировать те ассоциации, которые возникнут у потенциальных клиентов при употреблении вашего бренда — вызвать свежесть и прохладу специальными мятными конфетами или, используя фруктовые начинки, закрепить за брендом определенные вкусовые качества.

Виртуальная реклама только обещает, приевшиеся авторучки, зажигалки и ежедневники уже давно некуда складывать, а съедобные сувениры не могут храниться годами, но этот недостаток является их главным достоинством. Эффект рекламного воздействия съедобного сувенира усиливается еще и наличием упаковки премиум-класса. Как не воспользоваться повторно дубовым ящичком из-под вина или подарочного чая, жестяными баночками и тубусами, красивыми холщовыми или бархатными мешочками, конфеты из которых уже съедены! Некоторая упаковка даже приобретает вторую жизнь в домашнем хозяйстве или в офисе. Так сувенирка продолжает работать на имидж снова и снова. И при этом — никаких дополнительных затрат на размещение!

Сегодня брендировать можно практически  любые продукты – все зависит от пожеланий клиента и его способности оплачивать свои капризы. Немаловажную роль в этом процессе сыграло развитие цифровых технологий печати, позволяющих изготавливать рекламные этикетки и упаковку небольшими тиражами. Тем не менее, именно изготовление фирменной упаковки «рекламным» тиражом (от 1000 шт.) – основная сложность для тех, кто занимается рекламными вкусностями. Кондитерские фабрики и флексографические предприятия оперируют тоннами и километрами конфет, картона, печенья и пленки, поэтому партии даже в десятки тысяч штук им совсем неинтересны. Приходится искать обходные пути и изобретать новые способы. Именно поэтому часто стоимость работы по изготовлению этикеток или коробочек, а так же работа по упаковке могут стоить в несколько раз дороже, чем само вкусное содержимое. Почему заказчики готовы платить за это деньги? Ответ прост – имидж и стиль сейчас ценятся очень дорого.

Новинкой этой осени в сладкой сувенирке стала эксклюзивная пирамидальная упаковка, форма которой достигается сочетанием перпендикулярных швов по технологии "flow-pack". Материал упаковки — бумага или пленка, на которых можно без ограничений печатать цифровым и флексографическим способами, а затем лакировать для дополнительной защиты изделий. Обычно используется белая пленка, но можно применять прозрачную ил металлизированную. В первую очередь это предложение нацелено на представителей фирм, работающих на выставках – нестандартный вид упаковки гарантированно привлекает внимание. К тому же у леденцов срок хранения — от 6 до 12 мес., поэтому они спокойно «доживут» до следующей выставки, если посетители не успеют разобрать все сувениры. Универсальность подобной упаковки состоит в том, что ее наполнение может быть любым: жвачки, леденцы, мятные конфеты, драже, кофейные зерна в шоколаде или орешки в сахарной глазури. Главное, чтобы продукт был устойчивым к фасовке. На заказ производятся мелкие партии — от 10 кг или (около 1000 шт.), срок исполнения — от 3 недель.

Трехшовные пакетики flow-pack с леденцами и другими вкусностями уже достаточно распространены, однако потребители все же отдают предпочтение более привычным леденцам "в завертке". И здесь на смену бумаге приходит более пластичная и практичная пленка, преимущество которой состоит в том, что при декорировании флексопечатью можно одновременно использовать любые четыре цвета по Pantone, а стойкость краски очень высока. Полноцветная печать CMYK и воспроизведение полутонов на небольших тиражах пока, к сожалению, невозможны, но производители к этому стремятся.

Видов и подвидов вкусных сувениров множество: это традиционный шоколад, конфеты, а также леденцы, жевательная резинка, чай, кофе, пряники, марципаны, фигурки из сахарной пасты и другие кондитерские изделия, зачастую необычной формы или размера, шампанское и безалкогольные напитки в оригинальной упаковке и с фирменными этикетками.

Расскажем о том, как фасуются разные виды сувениров. Печенье, например, упаковывается в картонные коробочки любых размеров и в любом количестве. В пакетик "flow-pack" может быть осуществлена индивидуальная фасовка, вплоть до поштучной. Форму печенья можно выбрать из предложенного ассортимента, а вот упаковка с текстом и рисунком ничем не ограничивает фантазии заказчика. Теперь можно не только раздавать сувениры во время рекламной акции, но и гостей в офисе угостить фирменным ароматным чаем с печеньем.

Старые добрые конфеты с мятным вкусом «Холодок» предлагаются в цилиндрической упаковке. При этом важную для заказчика информацию можно разместить на бумажной этикетке или непосредственно на фольге, в которую заворачивают конфеты. Стандартное количество конфет в упаковке – 10, но при желании его можно менять, например, изготовить длинную тару с двадцатью и более «холодками». В таких же упаковках можно заказать фруктовое драже с целой радугой вкусов: мята, лимон, апельсин, черная смородина, малина, вишня или ассорти.

Практически никем не используются в сувенирке пластиковые коробочки с пазовой крышечкой для мелких драже, на которые можно наклеивать фирменные этикетки. Фирменные этикетки наклеиваются на поверхность упаковки. Вес содержимого — около 15 г; предлагаемые вкусы: апельсин, клубника, мята, яблоко, ежевика, лимон и ассорти. В соответствии со вкусом конфет можно подобрать цвет коробочки — зеленый, оранжевый, синий и т.д. Стоимость сувениров зависит от многих факторов, в том числе и от того, в какой стране изготовлено драже.

Пряники — это раздолье для фантазии (см. журнал «РТ-Сувениры! №3 (17)’ 2006 г.). Они пользуются все большей популярностью у представителей тех фирм и организаций, которые часто выезжают зарубеж. В России пряник — привычный продукт, а за границей это экзотика, традиционный русский сувенир и весьма изысканный подарок для партнеров по бизнесу. Пряники упаковываются вакуумным способом в пленку, а затем — в коробку любой формы с абсолютно любым оформлением. Как рекламный сувенир, пряник хорош тем, что его можно сделать в единственном экземпляре. Рисунок или логотип — по желанию, начинка — абсолютно любая, можно и без нее. Здесь даже состав теста можно сделать в соответствии с религиозными убеждениями заказчика и изготовить постные или кошерные пряники. Обычными считаются пряники с повидлом, но возможны варианты с цукатами, сгущенкой, шоколадом, абрикосами и черной смородиной. Вес такого подарка тоже на выбор — от 100 г до целого пуда, срок выполнения заказа — от 2 нед.

Более известны — шоколадные конфеты с фирменной этикеткой. Любые шоколадные конфеты можно упаковать в так называемый «носочек», а на бумажной этикетке сделать любой рисунок, нанести логотип. Весьма популярны подарочные наборы шоколадных конфет в упаковке  из картона, пластика, дерева и металла с персонализацией. Естественно, они пользуются популярностью в предновогодние и предпраздничные дни или по случаю юбилейных торжеств и, как правило, идут в комплекте с сувенирным шампанским или другими напитками, в индивидуальной упаковке и с этикеткой заказчика. Комплектуется все в специальные мешочки из бархата, холста, шелка. Неплохо смотрится в данном случае прозрачный пакет из ПВХ.

Немало предложений найдется для любителей делать подарки в традиционном стиле, т.е. преподносить исконно русские напитки и заморскую невидаль в красивых бутылках. Это разнообразные напитки, алкогольные и безалкогольные, в различной таре (форма бутылки для VIP тоже может варьироваться). Минимальный тираж — от 50 бутылок, при желании можно изготовить и одну, но это обойдется намного дороже. Стеклодувы делают на заказ изделие определенной формы (популярна в последнее время историческая тема или геральдика, скажем, Большая императорская корона), а на заводе уже разливают фирменную сертифицированную продукцию в предоставленную тару. Сроки производства подобных вещей — не меньше месяца, а то и полгода, так что если захотите удивить презентуемого, нужно подготовить экспромт заранее.

Любителям сладкой экзотики предлагаются марципаны – изделия из смеси сахарной пудры с тертыми порошкообразными орехами, обычно миндалем. В небольшом количестве в фирменной упаковке можно заказать готовые фруктовые фигурки (апельсин, банан, абрикос, груша и даже морковка). Индивидуальные заказы любой формы и цвета выполняются при тираже от 100 кг марципановой массы.

Также своему клиенту можно предложить жевательную резинку. Изобретать новый вкус совсем не обязательно – нужно просто придумать новую оболочку для привычной пластинки, кубика или подушечек. Ведь многие, прожевывая конфету, читают на фантике из чего она сделана и кем произведена. Вот и сообщите своему потенциальному клиенту не только свои координаты, но и вкратце достоинства вашего бизнеса.

Новинка сезона в категории VIP-подарков – букеты цветов или фигурки из… карамели и сахарной пасты. Карамель и паста – очень пластичные материалы, и «изобразить» с их помощью можно все что угодно: композиции из мира флоры и фауны и т.д. Кроме того, при современных кулинарных технологий можно настолько реалистично отобразить предмет, что визуально его сложно будет отличить от прототипа. И, наконец, это модно, ведь запоздалая «вторая волна» китча просто накрывает сейчас все виды и отрасли искусства. А если есть спрос на восковые цветы и фарфоровых слоников, то рекламный рынок немедленно откликнется встречными предложениями. Хранится съедобный букет под прозрачным пластиковым колпаком, защищающим его от внешних воздействий. Дополнительно можно заказать подарочную картонную коробку, а свои пожелания написать на съедобной открытке. Эффектно, органично, стильно и дорого. А фигурки из сахарной пасты с виду не отличишь от глиняных статуэток или вырезанных из дерева нэцкэ. Скульпторы-кулинары могут с поразительной точностью воссоздать любой объект, настоящий или вымышленный. И опять же – от 1 шт. При заказе от миллиона экземпляров вы можете получить цветочные и фруктовые композиции, жанровые сценки, целый театр кукол, всю флору и фауну, представимую на просторах земли или фантастические существа и растения, которых вы видели лишь во сне или по телевизору. При создании фигурки можно использовать любые цвета в соответствии с фирменным стилем и качественное нанесение логотипов. Такой вариант интересен для крупных транснациональных корпораций. К примеру, фирма, торгующая спортивным инвентарем и экипировкой, стабильно заказывает фигурки футболистов из мармелада.

Где и кому следует дарить рекламные вкусности — вопрос к маркетологам и психологам. Подобная сувенирка, конечно же, разлетится на выставках и презентациях. Но для того, чтобы сделать приятный подарок своим клиентам и партнерам, вовсе не обязательно искать повод. Для многих компаний съедобные сувениры стали уже частью фирменного стиля. Некоторые только открывают для себя богатые возможности вкусной рекламы. Это автосалоны, отели, рестораны, аптеки, юридические компании и адвокатские конторы, дорогие магазины и бутики, авиакомпании, пассажирские транспортные фирмы, салоны красоты и фитнес-центры... Впрочем, список можно продолжать до бесконечности, легче загнуть пальцы одной руки, упомянув, где съедобная реклама точно не пригодится.

Мы рассказали вам об уловках, которые делают рекламу по-настоящему вкусной. Теперь можно в прямом смысле употребить рекламные сувениры. В следующей публикации мы расскажем о том, как сделать по-настоящему вкусную телевизионную рекламу.

Михаил СЕВЕРСКИЙ.

журнал "Рекламные Технологии", №11, 2007


Нашли сувениры по вкусу? Поделитесь с друзьями!